народная артистка РСФСР

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НАЗАД

народная артистка РСФСР

Нина Алексеевна Константинова

После окончания студии при Театре имени Ленинского комсомола в Москве уехала в Якутск. На вопрос, почему она отвергла ряд заманчивых предложений других театров, ответила: "Поначалу меня манила романтика неизведанного. Очень хотелось увидеть то, о чем читала у Вячеслава Шишкова, Мамина-Сибиряка. Когда на поезде доехала до станции Осетрово и пересела на пароход и я впервые увидела красавицу Лену, девственную тайгу, фантастические изваяния, скульптуры, созданные самой природой, увидела сказку, ожившую наяву, поняла - я пленница этой красоты на всю жизнь... Здесь, в Якутии, состоялось и мое семейное счастье..."
Без малого тридцать лет жила и работала Нина Константинова на Крайнем Севере.
За это время она сыграла много самых разных ролей - больших и маленьких, драматических и комедийных. Глубоко драматическая по складу своего актерского дарования, актриса создавала подчас острокомедийные и даже гротесковые образы.
Надолго в памяти зрителей останется созданный актрисой образ санинструктора Маши Ковалевой в спектакле "Люди, которых я видел" С. Смирнова. В эту роль Константинова вложила все пережитое ею самой в дни войны. Героический характер Маши Ковалевой, поначалу ничем не примечательной девушки, от сцены к сцене раскрывался все глубже и глубже. А в финале спектакля зритель понимал, что именно такие люди, как Маша и ее товарищи, пронесли по дорогам войны до самых стен Берлина величие ленинских идей и возвратились домой победителями!
Много личного вложила Нина Алексеевна и в работу над образом Нины Снижко в пьесе "Барабанщица" А. Салынского.
Порывистая, энергичная, полная душевного тепла Маша Забелина Константиновой в спектакле -"Кремлевские куранты" Н. Погодина. Милая, обаятельная, с виду совсем не героическая Дженни Константиновой в спектакле "Круглый стол с острыми углами" С. Михалкова и А. Нечаева. Но какая тяжелая ноша лежит на ее хрупких плечах! И какое при этом самообладание, какое мужество и непреклонность! Жить на чужбине среди врагов, в самом их логове, мило, беспечно улыбаться в тот момент, когда тебе хочется плакать. И вместе с тем вести огромную работу!
В спектакле по пьесе И. Попова "Семья" Нина Алексеевна играла роль матери будущего вождя мирового пролетариата. Актрисе удалось раскрыть душевное богатство Марии Александровны Ульяновой, показать ее материнскую мудрость, характер истинно русский, героический!
Особое место в творчестве актрисы занимала драматургия А. Островского. Много ролей сыграла Константинова в драмах великого певца Замоскворечья. Это Лариса и Огудалова в "Бесприданнице", Кручинина и Галчиха в "Без вины виноватых", Катерина в "Грозе", Тугина в "Последней жертве", Негина в "Талантах и поклонниках", Ренева в "Светит, да не греет", Глафира в "Волках и овцах".
Одно дело - играть своих современниц. Они рядом с нами, общаешься в повседневной жизни. А как проникнуть в характер, скажем, современниц... Шекспира? Как узнать, чем они жили? О чем думали? Что двигало их поступками? Взять, к примеру, Катарину в "Укрощении строптивой". Избалованная, капризная дочь своего отца - это понятно. Ни в чем не встречает отказа - ясно. А что дальше? Значит, надо положиться на свою интуицию, на свою фантазию. Коль ни в чем не получает отказа - значит, в ней сильны эгоизм, своенравие, самоуверенность, пренебрежение к личности другого человека, стремление навязать свою волю этому другому... Но когда такой характер сталкивается с характером сильнее твоего - тут-то и начинается "кипение страстей". И тем труднее приходилось Катарине Константиновой в финале спектакля смиряться со своим положением послушной жены.
Однажды в Томмоте, поселке на реке Алдан, после спектакля довелось услышать реплику из зрительного зала: "Приезжайте еще! Вы нам всегда нужны!"
"Всегда нужны!" - вот зрительская оценка актерского труда. Артистов ждут везде: в колхозах и на рабочих площадках, они желанные гости у бамовцев и у советских воинов.
Константинова не может пожаловаться на свою актерскую судьбу. За годы работы в Якутии она сыграла сотни ролей в русской и зарубежной классике, в пьесах современных советских и зарубежных драматургов. Ей дорога каждая роль, потому что актриса вкладывает в нее частицу своей души и сердца. Ведь отдавая частицу своего сердца, человек учится любить других. Катюша в спектакле "Слушайте, товарищи потомки" М. Мусиенко, Филумена Мартурано в одноименной драме Эдуарде де Филиппе, Сэвидж в "Странной миссис Сэвидж" Дельмара, бывшая балерина Роза Писачинская в "Ретро" А. Галина, еврипидовская Медея - какие это удивительные женщины! Все они наделены талантом любви, вечным чувством материнства, бескорыстием и душевной щедростью. Многие из них способны к самопожертвованию ради других во имя высшей справедливости.
Идеалом актрисы в жизни всегда были и остаются люди щедрой души, открытые, способные идти на помощь другим. Константиновой и на сцене больше всего удаются именно такие персоны.
Как депутат Верховного Совета Якутской АССР актриса часто встречалась со своими избирателями, решала самые разные жизненные проблемы. И это тоже ее жизнь, ее счастье.
Серафима Германовна Бирман, народная артистка РСФСР, педагог Константиновой по студии, как-то писала своей ученице: "Дорогая Нина Алексеевна, я радуюсь расцвету вашей жизни - актрисы и человека. Наша профессия чудесная, но путь к пониманию ее бывает труден, до жестокости. Вы осилили дорогу к творчеству".
Осилили "дорогу к творчеству"! Но сама дорога не кончается. И каждый шаг по ней - это путь в неизвестное, неожиданное. Ведь каждый характер того или иного персонажа - это всегда загадка, всегда - постижение. И а этом поиске актрисе помогала ее общественная работа.
Вот как сказала сама актриса о своей депутатской деятельности: "Каждый человек, в какую бы сложную ситуацию он ни попал, должен уйти от меня с уверенностью, что голос его услышан. Ему помогут. И мне очень хочется надеяться, что и со сцены мой ГОЛОС актрисы, коммуниста, гражданина доходит до сердец всех зрителей, служит великому делу театра!"

 

 

Используются технологии uCoz